Preview

Путеводитель предпринимателя

Расширенный поиск

Психологическое консультирование в России: профессиональная переподготовка, состояние, проблемы, способы решения

https://doi.org/10.24182/2073-9885-2025-18-4-89-100

Аннотация

В статье акцентируется внимание на причинах увеличения потребительского спроса на консультативные психологические услуги и статистических данных за 2020–2024 гг., свидетельствующих о сформировавшемся рынке консультативных психологических услуг. Рассматривается социальный и педагогический аспект проблемы некачественной профессиональной переподготовки психологов–консультантов по образовательной программе «психологическое консультирование». Так как проблема остается нерешенной для повышения качества программ профессиональной переподготовки психологов предлагается: дифференцировать набор слушателей в группы с учетом, возраста, образования, опыта работы и других социально–демографических параметров, в приоритете должны быть выпускники педагогических и психологических вузов и ссузов; включать в содержание программ только научно обоснованные методики, а в практическую часть — стажировки, супервизии, работу слушателей с чек–листами, дневниками рефлексии и прочее; привлекать компетентных преподавателей, имеющих практический опыт и стаж работы в области психологического консультирования, ученые степени/звания, обладающих хорошей теоретической научной базой. Для более объективной и эффективной оценки вместо итогового междисциплинарного экзамена рекомендуется защита ВКР. Интеграция этих мер будет способствовать улучшению качества обучения, мотивации слушателей и их готовности к работе психологом–консультантом.

Об авторах

Н. В. Филоненко
Московский международный университет
Россия

Кандидат педагогических наук, доцент 

Москва 



О. А. Швачун
Университет правосудия им. В.М. Лебедева, Центральный филиал
Россия

Кандидат педагогических наук, доцент 

Воронеж 



Список литературы

1. Аксютина З.А. Метафорические ассоциативные карты: работа с метафорой. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2023. № 208. С. 189–199.

2. Байгужина Р.Р. Анализ рынка дистанционных психологических услуг: Перспективы развития науки в современном мире. Сборник трудов по материалам XI Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. Том Часть 3. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки». 2022. С. 176–179.

3. Воробьева А.Е., Скипор С.И. Психолог в социальных сетях: этика, безопасность и приемлемость. Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. С. 443–447.

4. Жильцова М.С., Кузнецова О.А., Пикалов В.А., Бабешко Д.А. Анализ рынка услуг психологов: тенденции и перспективы развития. Вестник Академии знаний. 2024. № 1(60). С. 149–154.

5. Исмагилова Ю.В. Понятие и признаки оказания ненадлежащей психологической помощи населению. Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 40–44.

6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принцип безопасности в психологических исследованиях проблем цифровизации. Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 152–166.

7. Кукулите Т.Г., Бурангулов Р.Р. Потребность в профессиональных психологических услугах в современном обществе. Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2020. № 2(70). С. 61–71.

8. Лим М., Каролло А., Чен Ш.А. и Эспозито Г. (2021) Обзор 80-летних исследований в области психодрамы: наукометрический анализ. Front. Психиатрия 12:780542. Doi: 10.3389/fpsyt.2021.780542

9. Меновщиков В.Ю. Основной навык психолога 21 века – интернет-психотерапия. Научно-практический альманах «Консультативная психология в России» – 2023: к 10-летию Института консультативной психологии и консалтинга. Том 2. / Под ред. В.Ю. Меновщикова – М.: Институт консультативной психологии и консалтинга (ФПК-Ин-ститут). 2023. С. 62–69.

10. Меновщиков В.Ю. Интернет-психотерапия – главный тренд современности / Психологическая газета. Режим доступа: https://psy.su/feed/12039/ Дата публикации: 07.03.2024.

11. Пирумян А.А., Денисова Е.Г., Куденцова С.Н. Особенности учебной и профессиональной мотивации слушателей программ переподготовки в процессе получения квалификации психолога. Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5. номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/04PSMN417.pdf (доступ свободный).

12. Плешкова Д.С. Проблема оказания психологической помощи школьникам: сборник трудов конференции / Д.С. Плешкова, Е.Ю. Темлянских. Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 21 окт. 2021 г.) / Редкол.: И. Л. Федотенко [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С. 98–100.

13. Прохорова Е.А. Теоретическое исследование отношения к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки / Е.А. Прохорова. – Текст: непосредственный. Молодой ученый. 2023. № 29(476). С. 109–118.

14. Ребрикова Н.В. Исследование рынка платных психологических услуг: краткий обзор / Н. В. Ребрикова. Лидерство и менеджмент. 2025. Т. 12. № 6. С. 1495–1510. DOI 10.18334/lim.12.6.123417.

15. Сальная И.В. Теоретический анализ педагогических ошибок начинающих учителей и пути их предупреждения. Современная педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. – URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5031.

16. Сапогова Е.Е. Трудности реализации магистерской программы «Возрастно-психологическое консультирование» в МПГУ. Педагогическое образование: история становления и векторы развития: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, Москва, 14–15 октября 2021 года. – М.: МПГУ, 2022. С. 462–467.

17. Тарасенко А.С. Вопросы методологии в современной педагогике высшей профессиональной школы. Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://psychology.snauka.ru/2016/01/6385.

18. Татукина Т.А. Педагогические ошибки в проявлении требовательности преподавателя вуза / Т.А. Татукина. — Текст: непосредственный. Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – Москва: Буки-Веди. 2014. С. 261–263. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4910/.

19. Хрисанхова Е.А. Цифровизация и ее влияние на изменение процесса психологического консультирования: Проблемы теории и практики современной психологии: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 23–24 апреля 2021 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [редкол.: И.А. Конопак [и др.]. – Иркутск: ИГУ, 2021. С. 308–313.

20. Худякова Т.Л., Валеева Г.В., Меньшиков П.В., Арпентьева М.Р. Этические проблемы психологической помощи и профессиональная подготовка психологов. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. № 3(94). С. 309–318.

21. Чвилева О.В., Воронин А.Н. Онлайн-психотерапия: основные проблемы и оценка эффективности. Психология. 2024. Т. 21. № 3. С. 587–602.

22. Шумкова С.В. Неготовность граждан к получению психологической помощи как потенциальная угроза безопасности личности и ее ближайшего окружения. Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3(78). С. 118–122.


Рецензия

Для цитирования:


Филоненко Н.В., Швачун О.А. Психологическое консультирование в России: профессиональная переподготовка, состояние, проблемы, способы решения. Путеводитель предпринимателя. 2025;18(4):89-100. https://doi.org/10.24182/2073-9885-2025-18-4-89-100

For citation:


Filonenko N.V., Shvachun O.A. Psychological counseling in Russia: professional retraining, current status, problems and solutions. Entrepreneur’s Guide. 2025;18(4):89-100. (In Russ.) https://doi.org/10.24182/2073-9885-2025-18-4-89-100

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-9885 (Print)
ISSN 2687-136X (Online)