Психологическое консультирование в России: профессиональная переподготовка, состояние, проблемы, способы решения
https://doi.org/10.24182/2073-9885-2025-18-4-89-100
Аннотация
В статье акцентируется внимание на причинах увеличения потребительского спроса на консультативные психологические услуги и статистических данных за 2020–2024 гг., свидетельствующих о сформировавшемся рынке консультативных психологических услуг. Рассматривается социальный и педагогический аспект проблемы некачественной профессиональной переподготовки психологов–консультантов по образовательной программе «психологическое консультирование». Так как проблема остается нерешенной для повышения качества программ профессиональной переподготовки психологов предлагается: дифференцировать набор слушателей в группы с учетом, возраста, образования, опыта работы и других социально–демографических параметров, в приоритете должны быть выпускники педагогических и психологических вузов и ссузов; включать в содержание программ только научно обоснованные методики, а в практическую часть — стажировки, супервизии, работу слушателей с чек–листами, дневниками рефлексии и прочее; привлекать компетентных преподавателей, имеющих практический опыт и стаж работы в области психологического консультирования, ученые степени/звания, обладающих хорошей теоретической научной базой. Для более объективной и эффективной оценки вместо итогового междисциплинарного экзамена рекомендуется защита ВКР. Интеграция этих мер будет способствовать улучшению качества обучения, мотивации слушателей и их готовности к работе психологом–консультантом.
Об авторах
Н. В. ФилоненкоРоссия
Кандидат педагогических наук, доцент
Москва
О. А. Швачун
Россия
Кандидат педагогических наук, доцент
Воронеж
Список литературы
1. Аксютина З.А. Метафорические ассоциативные карты: работа с метафорой. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2023. № 208. С. 189–199.
2. Байгужина Р.Р. Анализ рынка дистанционных психологических услуг: Перспективы развития науки в современном мире. Сборник трудов по материалам XI Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. Том Часть 3. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки». 2022. С. 176–179.
3. Воробьева А.Е., Скипор С.И. Психолог в социальных сетях: этика, безопасность и приемлемость. Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. С. 443–447.
4. Жильцова М.С., Кузнецова О.А., Пикалов В.А., Бабешко Д.А. Анализ рынка услуг психологов: тенденции и перспективы развития. Вестник Академии знаний. 2024. № 1(60). С. 149–154.
5. Исмагилова Ю.В. Понятие и признаки оказания ненадлежащей психологической помощи населению. Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 40–44.
6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принцип безопасности в психологических исследованиях проблем цифровизации. Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 152–166.
7. Кукулите Т.Г., Бурангулов Р.Р. Потребность в профессиональных психологических услугах в современном обществе. Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2020. № 2(70). С. 61–71.
8. Лим М., Каролло А., Чен Ш.А. и Эспозито Г. (2021) Обзор 80-летних исследований в области психодрамы: наукометрический анализ. Front. Психиатрия 12:780542. Doi: 10.3389/fpsyt.2021.780542
9. Меновщиков В.Ю. Основной навык психолога 21 века – интернет-психотерапия. Научно-практический альманах «Консультативная психология в России» – 2023: к 10-летию Института консультативной психологии и консалтинга. Том 2. / Под ред. В.Ю. Меновщикова – М.: Институт консультативной психологии и консалтинга (ФПК-Ин-ститут). 2023. С. 62–69.
10. Меновщиков В.Ю. Интернет-психотерапия – главный тренд современности / Психологическая газета. Режим доступа: https://psy.su/feed/12039/ Дата публикации: 07.03.2024.
11. Пирумян А.А., Денисова Е.Г., Куденцова С.Н. Особенности учебной и профессиональной мотивации слушателей программ переподготовки в процессе получения квалификации психолога. Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5. номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/04PSMN417.pdf (доступ свободный).
12. Плешкова Д.С. Проблема оказания психологической помощи школьникам: сборник трудов конференции / Д.С. Плешкова, Е.Ю. Темлянских. Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 21 окт. 2021 г.) / Редкол.: И. Л. Федотенко [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С. 98–100.
13. Прохорова Е.А. Теоретическое исследование отношения к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки / Е.А. Прохорова. – Текст: непосредственный. Молодой ученый. 2023. № 29(476). С. 109–118.
14. Ребрикова Н.В. Исследование рынка платных психологических услуг: краткий обзор / Н. В. Ребрикова. Лидерство и менеджмент. 2025. Т. 12. № 6. С. 1495–1510. DOI 10.18334/lim.12.6.123417.
15. Сальная И.В. Теоретический анализ педагогических ошибок начинающих учителей и пути их предупреждения. Современная педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. – URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5031.
16. Сапогова Е.Е. Трудности реализации магистерской программы «Возрастно-психологическое консультирование» в МПГУ. Педагогическое образование: история становления и векторы развития: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, Москва, 14–15 октября 2021 года. – М.: МПГУ, 2022. С. 462–467.
17. Тарасенко А.С. Вопросы методологии в современной педагогике высшей профессиональной школы. Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://psychology.snauka.ru/2016/01/6385.
18. Татукина Т.А. Педагогические ошибки в проявлении требовательности преподавателя вуза / Т.А. Татукина. — Текст: непосредственный. Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – Москва: Буки-Веди. 2014. С. 261–263. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4910/.
19. Хрисанхова Е.А. Цифровизация и ее влияние на изменение процесса психологического консультирования: Проблемы теории и практики современной психологии: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 23–24 апреля 2021 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [редкол.: И.А. Конопак [и др.]. – Иркутск: ИГУ, 2021. С. 308–313.
20. Худякова Т.Л., Валеева Г.В., Меньшиков П.В., Арпентьева М.Р. Этические проблемы психологической помощи и профессиональная подготовка психологов. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. № 3(94). С. 309–318.
21. Чвилева О.В., Воронин А.Н. Онлайн-психотерапия: основные проблемы и оценка эффективности. Психология. 2024. Т. 21. № 3. С. 587–602.
22. Шумкова С.В. Неготовность граждан к получению психологической помощи как потенциальная угроза безопасности личности и ее ближайшего окружения. Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3(78). С. 118–122.
Рецензия
Для цитирования:
Филоненко Н.В., Швачун О.А. Психологическое консультирование в России: профессиональная переподготовка, состояние, проблемы, способы решения. Путеводитель предпринимателя. 2025;18(4):89-100. https://doi.org/10.24182/2073-9885-2025-18-4-89-100
For citation:
Filonenko N.V., Shvachun O.A. Psychological counseling in Russia: professional retraining, current status, problems and solutions. Entrepreneur’s Guide. 2025;18(4):89-100. (In Russ.) https://doi.org/10.24182/2073-9885-2025-18-4-89-100



























