Preview

Путеводитель предпринимателя

Расширенный поиск

Фаббинг как социально-коммуникативный феномен современности

https://doi.org/10.24182/2073-9885-2022-15-3-80-87

Аннотация

Предлагаемая статья призвана рассмотреть актуальную и важную проблему — распространение среди современных людей навязчивого пристрастия к смартфонам и пугающей неспособности отвлечься от них даже в ходе очной беседы с окружающими. Основной целью данного исследования является формирование интегрального, научно обоснованного представления о соответствующем социопсихологическом и коммуникативном феномене ХХI века, получившем название «фаббинг», анализ его отличительных черт и влияния на социальное поведение и общение людей, живущих в эпоху цифровизации. Для достижения обозначенной цели предпринимается комплексное, междисциплинарное изучение определяющих характеристик и симптоматических признаков фаббинга, основных подходов к исследованию причин и предпосылок его актуализации, а также имеющихся эмпирических данных о специфике и часто встречающихся формах воплощения данного явления в различных странах мира. Дополнительно автор делает акцент на рассмотрении проблемы так называемого партнерского фаббинга и его негативного воздействия на близкие отношения человека со своим романтическим или семейным партнером. Проведенный анализ позволяет констатировать, что в современном информационном обществе индивидам весьма сложно избежать аддиктивного пристрастия к смартфонам, поэтому социально–коммуникативный феномен фаббинга, скорее всего, надолго станет неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности человечества. Однако расплатой за чрезмерную привязанность к коммуникативным гаджетам с высокой долей вероятности может оказаться прогрессирующее отчуждение субъекта от находящихся рядом родных и близких. Решением проблемы для современных людей способно стать обретение разумного и гармоничного сочетания реального и виртуального, офлайн и онлайн–общения. Именно такой подход позволил бы человечеству избежать цифровой аддикции, не утратить качество и глубину диффузных межличностных интеракций, а, напротив, двигаться по пути интеллектуального, эмоционального и коммуникативного обогащения и самосовершенствования.

Об авторе

М. А. Южанин
Кафедра «Социология, психология и социальный менеджмент», Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)
Россия

Кандидат социологических наук, доцент, член Российского общества социологов

Москва



Список литературы

1. Екимчик О.А. «Фаббинг» в субкультуре подростков. Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития. Материалы международной научной конференции (г. Москва, 22– 23 апреля 2019 года). – М.: РГГУ, 2019. С. 200–206.

2. Козулина Н.С., Карачев А.Ю., Ахмедзянова Е.В. Фаббинг – неблагоприятный фактор в формировании компетенций у студентов вузов. Современные исследования социальных проблем. 2016. № 10 (66). С. 56–65.

3. Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. [Электронный ресурс] https://psyjournals.ru/mpj/2019/n3/.

4. Крюкова Т.Л., Екимчик О.А. Фаббинг как угроза благополучию близких отношений. [Эл. ресурс] https://cyberpsy.ru/articles/phubbing/,2021.

5. Марцинковская Т.Д. Психологические аспекты технологического общества. Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 62. [Эл. ресурс] https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/249.

6. Chotpitayasunondh V., Douglas K.M. How «phubbing» becomes the norm: The antecedents and consequences of snubbing via smartphone. Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 63. P. 9–18.

7. Karadag E., Tosuntas S. B. Erzen E., et al. Determinants of phubbing, which is the sum of many virtual addictions: A structural equation model. Journal of Behavioral Addictions. 2015. Vol. 4 (2). P. 60–74.

8. Leggett C., Rossouw P.J. The impact of technology use on couple relationships: A neuropsychology perspective. International Journal of Neuropsychotherapy. 2014. Vol. 2 (1). P. 44–99.

9. Roberts J.A., David M.E. My life has become a major distraction from my cell phone: Partner phubbing and relationship satisfaction among romantic partners. Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 54. P. 134–141.


Рецензия

Для цитирования:


Южанин М.А. Фаббинг как социально-коммуникативный феномен современности. Путеводитель предпринимателя. 2022;15(3):80-87. https://doi.org/10.24182/2073-9885-2022-15-3-80-87

For citation:


Yuzhanin M.A. Phubbing as a social and communicative phenomenon of modernity. Entrepreneur’s Guide. 2022;15(3):80-87. (In Russ.) https://doi.org/10.24182/2073-9885-2022-15-3-80-87

Просмотров: 2968


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-9885 (Print)
ISSN 2687-136X (Online)