Особенности рынка финансовых услуг и поведения зуммеров на нем в условиях цифровой трансформации
https://doi.org/10.24182/2073-9885-2021-14-4-21-29
Аннотация
Цифровая трансформация современной экономической жизни фактически «открыла двери» для проникновения прорывных инновационных технологий во многие сферы и прежде всего на рынок финансовых услуг. Такие прорывные инновации, как искусственный интеллект, робототехника, технологии блокчейн, интернет вещей, Big Data, криптовалюта и т. д., став на сегодняшний день обычным явлением, «спровоцировали» разрушение традиционных систем на рынке финансовых услуг и формирование экосистем, все более, «размывая» границы указанного рынка и финансовой деятельности, в частности. В результате на смену традиционным банкоцентричной (bank–based model) и рынкоцентричной моделям (market–based model) приходит симбиотическая модель; создались условия для появления модели небанковского финансового посредничества (non–bank financial intermediation model).
Ключевым конкурентным преимуществом современных компаний является применение инновационных технологий дистанционного доступа и персонализация услуг.
Сегодня можно говорить о массовом характере внедрения финансовых технологий во все сегменты современного рынка, что, конечно же, не могло не сказаться и на поведении потребителя. Особо интересным для компаний сферы финансовых услуг являются особенности поведения современных молодых людей как наиболее ценной целевой аудитории, как сегмента, который в ближайшем будущем может стать «ядром лояльности».
Предметом исследования в настоящей статье являются особенности современного рынка финансовых услуг, трансформирующегося под давлением цифровой «экспансии» прорывных инновационных технологий, и поведения современной студенческой молодежи на нем как яркого представителя поколения центениалов (зуммеров). Объектом исследования является финансовые технологии и восприятие их студенческой молодежью, не имеющей специального финансового образования. Именно эта целевая аудитория является наиболее значимой для оценки влияния финтеха на поведенческие модели.
Ключевые слова
Об авторах
О. В. ФирсановаРоссия
Доктор экономических наук, профессор
Санкт–Петербург
С. В. Бровчак
Россия
Кандидат экономических наук, доцент
Москва
Список литературы
1. ВЦИОМ. Аналитический обзор. Покупки в Интернете. Новая российская норма. – Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pokupki-v-internete-novaja-russkaja-norma. Дата обращения 15.10.2021 г.
2. Лобас А.Н. Стратегия современного банка в эпоху цифровых сервисов. Банковское дело. 2017. № 8.
3. РБК. Официальный сайт. – Режим доступа: https://pro.rbc.ru/news/615f33099a794773ef69e667. Дата обращения 15.10.2021 г.
4. Седых И. А., Рынок инновационных финансовых технологий и сервисов. – М.: ВШЭ, Центр развития, 2019. – Режим доступа: https://dcenter.hse.ru/data/2019/12/09/1523584041/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9-2019.pdf. Дата обращения 15.10.2021 г.
5. Цыганов А.А., Селиванова М.А., Сочнева Е.Н. и др. Вопросы повышения финансовой грамотности студентов учебных заведений финансово-экономической направленности. Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 130–146.
6. Финансовая индустрия в условиях глобальной нестабильности: Россия и международная практика. Ассоциация банков России. Информационно-аналитическое обозрение. Сентябрь, 2021 г.
7. Global FinTech Adoption Index 2019, Ernst & Young Global Limited, June 2019.
8. Non-Bank Financial Intermediation. Financial Stability Board. – Режим доступа: https://www.fsb.org/work-of-the-fsb/financial-innovation-and-structural-change/non-bank-financial-intermediation/ Дата обращения: 15.10.2021 г.
9. Financial Stability Board. – Режим доступа https://www.fsb.org/ Дата обращения: 15.10.2021 г.
Рецензия
Для цитирования:
Фирсанова О.В., Бровчак С.В. Особенности рынка финансовых услуг и поведения зуммеров на нем в условиях цифровой трансформации. Путеводитель предпринимателя. 2021;14(4):21-29. https://doi.org/10.24182/2073-9885-2021-14-4-21-29
For citation:
Firsanova O.V., Brovchak S.V. Features of the financial services market and consumer behavior on it in the context of digital transformation. Entrepreneur’s Guide. 2021;14(4):21-29. (In Russ.) https://doi.org/10.24182/2073-9885-2021-14-4-21-29