Инструменты оценки предпринимательских рисков в сфере дистанционного обучения
https://doi.org/10.24182/2073-9885-2025-18-3-26-34
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся инструментария оценки предпринимательских рисков в сфере дистанционного обучения. Стремительное распространение соответствующих форм образования весомо преобразует и наполняет содержанием бизнес–модели, создавая как новые возможности, так и спектр рисков, связанных, в том числе, с бизнес–деятельностью. С учетом высокой конкуренции, институциональной неопределенности, неустойчивого спроса усиливается необходимость в точной, контекстно–чувствительной оценке угроз, которые сопряжены с запуском и развитием онлайн–продуктов.
Целью данного исследования является систематизация инструментов оценивания предпринимательских рисковых факторов в анализируемой области — с фокусом на управляемость, прогностическую точность, адаптивность к цифровой образовательной среде. Проанализированные источники демонстрируют методологическую разрозненность (одни авторы опираются на управленческие и инвестиционные подходы, другие концентрируются на педагогических и социокультурных контекстах, а комплексные интегративные модели практически отсутствуют).
Особое внимание в настоящей работе уделено кейсовому анализу практики Real English как эмпирической иллюстрации результативности риск–ориентированного управления в digital–среде. Авторский вклад заключается в разработке междисциплинарной оценочной рамки, позволяющей адаптировать инструменты риск–менеджмента к условиям высокодинамичного онлайн–образования.
Материал будет полезен предпринимателям в сфере EdTech, разработчикам образовательных продуктов, аналитикам, исследователям цифровой трансформации образования.
Список литературы
1. Будякова С.Н. Риски дистанционного образования. Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. Красноярск, 2020. С. 501–503.
2. Бургонов О.В., Константинова О.И., Платонов К.А. Инструменты цифровой трансформации научно-образовательных организаций. Журнал правовых и экономических исследований. 2022. № 4. С. 263–270.
3. Галилеев М.М., Галилеев С.М. Модель оценки риска инвестиционного бизнес-процесса дистанционного получения образования в матричной форме. Сборник трудов научных семинаров кафедры высшей математики СПбГЭУ. Санкт-Петербург: 2020. С. 66–73.
4. Кожина В.О., Якушина Т.В. Управление рисками в предпринимательских структурах. Вестник Московского Международного Университета. 2024. № 1 (1). С. 127–132.
5. Круглов В.В., Волкова Д.Л. Потенциалы и риски цифровой среды для воспитания в дистанционном образовании. Народное образование. 2020. № 5 (1482). С. 89–93.
6. Макарова О.А. Предпринимательские риски и принципы управления ими. Законы России: опыт, анализ, практика. 2024. № 6. С. 3–8.
7. Ранних В.Н. Электронное (цифровое) дистанционное образование: понятия, цели, риски реализации. Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2021. № 1. С. 56–63.
8. Сафиуллин Н.З., Φаттахов Т.В. Методы формирования и воспроизводства интеллектуального капитала. Экономика и предпринимательство. 2024. № 9 (170). С. 1094–1098.
9. Старцев М.В. Дистанционное образование: а где преимущества? Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2020. Т. 19. № 2 (44). С. 99–106.
10. Тишина Л.А., Данилова А.М., Шишкова М.И., Артемова Е.Э. Применение дистанционных технологий в специальном образовании: проблемы и риски. Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-1. С. 212–218.
11. 2 формулы для определения самых опасных рисков проекта – от Максима Якубовича. – URL: https://logists.by/library/logistics-publications/2-formyly-dlya-opredeleniya-riskov-proekta?ysclid=mbxskupwvy24273478 (дата обращения: 21.05.2025).
12. Риск менеджмент. Как считать риски по формулам? – URL: https://mbatime4u.com/risk-menedzhmentkak-schitat-riski-po-formulam/ (дата обращения: 21.05.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Маркова Т.Г. Инструменты оценки предпринимательских рисков в сфере дистанционного обучения. Путеводитель предпринимателя. 2025;18(3):26-34. https://doi.org/10.24182/2073-9885-2025-18-3-26-34
For citation:
Markova T.G. Tools for Assessing Entrepreneurial Risks in the Field of Distance Learning. Entrepreneur’s Guide. 2025;18(3):26-34. (In Russ.) https://doi.org/10.24182/2073-9885-2025-18-3-26-34