Экономические циклы и кризисы, их влияние на российский бизнес
https://doi.org/10.24182/2073-9885-2023-16-3-117-124
Аннотация
Экономические циклы являются предметом экономических исследований уже более 200 лет и в современном мире эта проблема не потеряла своей актуальности. В статье раскрывается эвристический потенциал институциональной экономической теории и российской экономической школы в исследовании циклических колебаний экономики. Современные экономические кризисы и циклы требуют от российского бизнеса применения методов и инструментов, адекватных состоянию российской экономики и глобальным экономическим трендам. Наибольшим потенциалом в формировании и реализации стратегического управления в российских компаниях обладает проектное управление, которое позволяет противостоять негативным последствиям экономических кризисов и циклов, а также использовать возможности циклических колебаний экономики для развития бизнеса на инновационной основе.
Об авторе
С. Л. СазановаРоссия
кандидат экономических наук, доцент
Москва
Список литературы
1. Аганбегян А. Особенности кризисных явлений в социально-экономическом развитии России. Проблемы теории и практики управления. 2016. № 6. С. 19–27.
2. Айрапетян М.С. Актуальная экономика Ментора Бунатяна. Ноев Ковчег. 2012. № 2 (185) февраль(115). С. 5–6.
3. Айрапетян М.С. Экономические циклы и кризисы в России (теория и практика). Проблемы теории и практики управления. 2016. № 6. С. 28–36.
4. Ариели Д. Поведенческая экономика. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
5. Аузан А.А. Социокультурные коды в экономическом анализе. Журнал Новой экономической ассоциации. 2013. № 1(17). С. 174.
6. Байгуллов Р.М., Рожкова Е.В. Управление промышленным предприятием: специфика поиска инновационных бизнес-идей. Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 308–316.
7. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1986.
8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. – М.: Издво «Манн, Иванов и Фербер», 2013.
9. Грант Р. Современный стратегический анализ. – СПб.: Питер, 2008. 560 с.
10. Ерзнкян Б.А. Компоненты институциональной динамики и ее характеристики. Проблемы теории и практики управления. 2016. № 6. С. 73–80.
11. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. – М.: Новое издательство, 2011.
12. Капелюшников, Р. И. Поведенческая экономика и новый патернализм [Текст] : препринт WP3/2013/03. Нац. исслед. унт «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 76 с. (Серия WP3 «Проблемы рынка труда»).
13. Катькало В.С. Классика теории стратегического управления. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2003. Сер. 8. Вып. 3 (№ 24). С. 3–17.
14. Клейнер Г. Рациональность, неполная рациональность, иррациональность: психологические факторы. Homoinstitutius – человек институциональный: коллективная монография. – Под ред. проф. О.В. Иншакова. – Волгоград, ВолГУ, 2005. С. 220–236.
15. Клейнер Г.Б. Системно-ориентированное моделирование предприятия (системная микроэкономика). Стратегическое планирование и развитие предприятий. Пленарные доклады и материалы Круглого стола Пятнадцатого всероссийского симпозиума. – М.: ЦЭМИ РАН, 2015. С. 16–23.
16. Клейнер Г.Б. Теория фирмы – стратегия предприятия – микроэкономическая политика государства. Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2013. № 4 (73). С. 52–69.
17. Клейнер Г.Б. Эволюция ведущих парадигм современной экономической науки. Институциональная экономика и современное управление [Текст]: монография / Под ред. чл. корр. РАН Г.Б. Клейнера: Государственный университет управления. – М.: Издательский дом ГУУ, 2016. 362 с. С. 10 –29. ISBN: 978-5-215-02813-1.
18. Козодоев М. Аутсорсинг управления проектами: что должен знать заказчик и уметь поставщик. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pmpractice.ru/knowledgebase/publications/?id=1208&detail=Y (дата обращения: 26.09.2022 г.).
19. Магретта Дж. Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 273 с. ISBN: 978-5-91657-758-7.
20. Маркова М.В., Сазанова С.Л. Социальное предпринимательство: цели и ценности. Экономика и управление в машиностроении. 2014. № 4 (34). С. 61–62.
21. Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента. – М.: Альпина Паблишер, 2015. 366 с. ISBN: 978-5-9614-5347-8, 0-684-84743-4.
22. Митчелл У. Экономические циклы. Проблема и постановка. – М.Л.: Госиздат, 1930.
23. Рожкова Е.В., Дементьев Д.С. Процессный подход к управлению мотивацией в организации: динамика современности. Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2015. № 23. С. 109–111.
24. Рожкова Е.В., Сазанова А.А. Стратегический менеджмент: становление и развитие. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2016. № 5. С. 201–203.
25. Рязанова Г.Н., Сазанова А.А. Методологические и методические основы оценки эффективности инвестиционных проектов в научно-исследовательской деятельности. Вестник университета. 2017. № 6. С. 100–103.
26. Сазанова С. Экономическое поведение: ценностно-рациональный аспект. Проблемы теории и практики управления. 2014. № 8. С. 108–111.
27. Сазанова С.Л. Институциональная теория организаций. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 8. С. 61–66.
28. Сазанова С.Л. О необходимости институциональных исследований экономических циклов и кризисов. Проблемы теории и практики управления. 2016. № 6. С. 129–133.
29. Сазанова С.Л. Сравнительный анализ методологии традиционного институционализма и неоинституционализма: дис….канд. экон. наук: 08.00.01 / С.Л. Сазанова. – СПб., 2002. 186 с.
30. Саймон Г. Теория принятия решений в экономической науке и науке о поведении. Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.1. Под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа. 1999.
31. Сисмонди Ж.С. Новые начала политической экономии. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 362 с.
32. Тюлин А.Е., Рожкова Е.В. Проблематика понятийного аппарата компетентностного подхода в управлении: организация как центр компетенций. Экономика и предпринимательство. 2013. № 4 (32). С. 436–438.
33. Chandler A.D. strategy and structure. – Cambridge, 1962. P. 62.
34. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. – Harper Collins, 1992,544 p.
35. Rajagopal, S. & Mobley, M. (2000). Combining strategic outsourcing and project management: the synergistic effect. Paper presented at Project Management Institute Annual Seminars & Symposium, Houston, TX. Newtown Square, PA: Project Management Institute.
Рецензия
Для цитирования:
Сазанова С.Л. Экономические циклы и кризисы, их влияние на российский бизнес. Путеводитель предпринимателя. 2023;16(3):117-124. https://doi.org/10.24182/2073-9885-2023-16-3-117-124
For citation:
Sazanova S.L. Economic cycles and crises and their impact on Russian business. Entrepreneur’s Guide. 2023;16(3):117-124. (In Russ.) https://doi.org/10.24182/2073-9885-2023-16-3-117-124