Актуальные неценовые факторы поведения потребителя
https://doi.org/10.24182/2073-9885-2023-16-3-108-116
Аннотация
Экономическая теория поведения потребителя является одной из ключевых теорий современной экономической науки в целом и микроэкономической теории в частности. Теоретический и методологический аппарат исследования поведения потребителя эволюционировал вместе с развитием экономической теории, с одной стороны, и с изменениями в ее эмпирической базе, с другой. Поведение потребителя в начале XXI века характеризуется сложностью, сочетанием рациональных и нерациональных мотивов, социальных и экономических ценностей, различных неценовых факторов, формирующих тренды потребительского поведения. Наибольший интерес для авторов статьи представляли неценовые факторы, повлиявшие на поведение российских потребителей в последнее тридцатилетие и оказывающие влияние на современном этапе. На основе эмпирических исследований авторы выявили ряд новых трендов в поведении современных потребителей, установили взаимосвязь между неценовыми факторами спроса, трендом, спросом и принятием решений о покупке.
Об авторах
Ю. В. ПальчиковаРоссия
Управляющий директор
Москва
С. Л. Сазанова
Россия
кандидат экономических наук, доцент
Москва
Список литературы
1. Аузан А.А., Бахтигараева А.И., Брызгалин В.А., Золотов А.В., Никишина Е.Н., Припузова Н.А., Ставинская А.А. Социокультурные факторы в экономике: пройденные рубежи и актуальная повестка. Вопросы экономики. 2020. № 7. С. 75–91.
2. Ахмерова А.М. Нерациональное поведение потребителя как фактор, формирующий поведение фирмы. Инновации и инвестиции. 2020. № 4. С. 79–83.
3. Баринова Н.В., Баринов В.Р. Трансформация экономического поведения потребителей в цифровом мире. Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2020. Т. 17. № 5 (113). С. 169–181.
4. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. – М.: Новое издательство, 2011.
5. Институциональная экономика и современное управление [Текст]: монография / Под ред. чл. корр. РАН Г.Б. Клейнера: Государственный университет управления. – М.: Издательский дом ГУУ, 2016. 362 с. ISBN: 9785215028131.
6. Клейнер Г. Рациональность, неполная рациональность, иррациональность: психологические факторы. Homoinstitutius – человек институциональный: коллективная монография / Под ред. проф. О.В. Иншакова. – Волгоград, ВолГУ, 2005. С. 220–236.
7. Порфирьев Е.Е. Моделирование поведения экономических агентов для совершенствования управления поведением потребителей. Ars Administrandi (Искусство управления). 2015. № 4. С. 33–40.
8. Сазанова С. Экономическое поведение: ценностно-рациональный аспект. Проблемы теории и практики управлении. 2014. № 8. С. 108–111.
9. Ryazanova G.N., Sazanova S.L. Transformation of the organization’s interaction with the consumers in the conditions of metamodernism. IFAC-PapersOnLine. 20th. 2021. Pp. 57–62.
10. Shkurupskaya I.A., Litovchenko I.L. Investigation of the influence of consumer behavior on the formation of integrated marketing communications. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2016. № 5 (251). С. 117–130.
Рецензия
Для цитирования:
Пальчикова Ю.В., Сазанова С.Л. Актуальные неценовые факторы поведения потребителя. Путеводитель предпринимателя. 2023;16(3):108-116. https://doi.org/10.24182/2073-9885-2023-16-3-108-116
For citation:
Palchikova U.V., Sazanova S.L. Current non–price factors of consumer behavior. Entrepreneur’s Guide. 2023;16(3):108-116. (In Russ.) https://doi.org/10.24182/2073-9885-2023-16-3-108-116